С 2020 года некоторые правила Incoterms поменялись. Но ICC (Международная торговая палата) разрешает использовать порядок Инкотермс 2010 и более ранних версий на усмотрение участников сделки. Глобальных изменений в Incoterms 2020 не произошло – новых пунктов не добавилось, старые остались на месте. Аббревиатуры (названия регламентов поставки) по-прежнему обозначают степень ответственности продавца.

Общие изменения

В новых правилах Инкотермс предусматривается перевозка товаров покупателем или продавцом собственным транспортом, без привлечения посторонних перевозчиков. Также рассматриваются ситуации о заключении между ними отдельного договора перевозки.

В статьях A9/B9 теперь конкретизированы расходы покупателя и продавца по каждому правилу Incoterms 2020. Впервые включено разъяснение таможенного оформления транзитного товара. Оно привязывается к месту передачи рисков грузоперевозки.

К каждому пункту прилагаются расширенные пояснения – «Пояснительные примечания для пользователей». Они изложены более понятно и регламентируют:

  • условия применения правила;
  • порядок распределения расходов, подробно указано обеспечение безопасности транспорта;
  • момент перехода рисков.

Цель составления подробного описания – помочь выбрать норму Incoterms 2020 и создать руководство для решения споров.

Базисные нормы для всех видов транспорта с дополнениями Инкотермс 2020

EXW или «Франко завод» всю ответственность по доставке товара возлагает на покупателя. У продавца минимальные обязанности – подготовить груз к отправке у себя на складе или в другом месте. Получатель организовывает всю цепочку транспортировки:

  • наем транспорта;
  • погрузка;
  • страхование;
  • сопровождение;
  • таможенное оформление.

Все риски по перевозке товара несет покупатель.

При FCA или «Франко перевозчик» продавец загружает товар и оформляет затаможку, оплачивает пошлины. Место передачи груза и транспорт указываются в контракте. Изменения Инкотермс 2020 разрешают покупателю после принятия товара на морское судно передать коносамент продавцу через перевозчика. Это ускоряет получение оплаты за поставленную продукцию.

CPT или «Перевозка оплачена до» устанавливает, что продавец проходит экспортное таможенное оформление и передает товар перевозчику. С этого момента ответственность за автомобильные грузоперевозки, морскую и воздушную доставку переходит к получателю. Покупатель в порту принимает и разгружает товар, растамаживает, доставляет в точку назначения.

CIP или «Перевозка и страховка оплачены до» идентичны условиям CPT, но продавец обязан застраховать груз до точки передачи его покупателю. Новые правила Инкотермс увеличили размер страхового покрытия. Он должен теперь равняться или превышать 110% сумму поставки. Увеличение вызвано тем, что по нормам CIP обычно перевозят промышленное оборудование и механизмы с применение мультимодальных схем. Страховка должна оплачивать риски повреждения и утраты производственных машин.

DAP или «Поставка в пункте» означает, что продавец полностью оплачивает перевозку товара до пункта, указанного в контракте. Таможенный выпуск в режиме экспорта также оформляет поставщик. Ответственность за груз переходит к покупателю в момент передачи на собственном складе или в другом месте. Выгрузка и процедура растаможки также возлагаются на него.

DPU или «Поставка на место выгрузки» — это полностью организованная и оплаченная продавцом доставка. Риск переходит к покупателю после выгрузки товара в указанном месте. Получатель только оформляет в таможне импортную сделку и принимает груз. Таким способом доставляют авто из Кореи под ключ. Базис DPU в Incoterms 2020 заменил DAT («Доставка до терминала»), который фигурировал в правилах 2010 г. Отличие условий чисто техническое – слово «терминал» замещено «местом».

DDP или «Доставка с оплатой пошлин» расширяет обязанности продавца по сравнению с предыдущим условием:

  • погрузка товара;
  • доставка до пункта назначения;
  • экспортное и импортное таможенное оформление;
  • выгрузка.

Покупатель только принимает груз. Перед принятием Инкотермс 2020 г. ожидалось, что DDP разделят на DTP и DPP – доставка с оплатой пошлин на терминал или по адресу. Но Международная торговая палата пока пропустила этот пункт.

Регламент для морских и внутренних водных перевозок

CIF или «Стоимость, страхование и фрахт» полностью повторяют условия CIP, но действуют для перевозок на морском транспорте. При заключении контракта по базису CIF обычно применяется минимальная страховая сумма. Принятый Incoterms 2020 не изменил нормы. Международная торговая палата оставляет размер страховки на усмотрение партнеров.

CFR или «Стоимость и фрахт» означают, что продавец проходит экспортное таможенное оформление, оплачивает пошлины и грузит товар на судно. Далее ответственность переходит на покупателя. Цена перевозки оплачивается поставщиком. Но он не обязан страховать груз. В порту прибытия разгрузкой, растаможкой, доставкой до конечного пункта занимается покупатель.

FOB или «Свободно на борту» ограничивает обязанности продавца доставкой товара на борт, прохождение таможенной процедуры импорта. Но груз при этом должен не только быть на судне, но и надлежащим образом размещен на палубе или в трюме. То есть погрузку оплачивает поставщик. Таким способом обычно организовываются грузовые перевозки сборных грузов.

FAS или «Свободно вдоль борта судна» предполагает, что продавец растамаживает товары и доставляет их к судну. Здесь заканчивается ответственность поставщика. Погрузку оплачивает покупатель.

Автор статьи — Лина Чорная

Контент-менеджер компании Mitridat

Linkedin